Пару месяцев назад собрался я с силами и решил запустить программу дополнительного озеленение посёлка, в котором живу. Насмотрелся знаете ли на серо-грязные обочины с редкими шиповниками. Еще до старта программы я предполагал, что просто не будет. Опыт общественных инициатив у меня уже имелся. Так что к сбору средств я отнесся как к социологическому эксперименту.Выводы оказались хоть и ожидаемыми, но в своей совокупности поучительными для меня.
Дано — коттеджный поселок со слабеньким озеленением. Что то застройщик на старте посадил, а дальше «жаба задушила». Кстати, сразу после того, как большая часть домов/квартир продается, жадность застройщика резко возрастает. А желание что либо делать по улучшению собственность минимизируется до нуля. Ну это так, замечание кстати.
Жители поселка – не богатые, но в общем то скорее обеспеченные люди. И как оказалось, – прекрасная репрезентативная выборка населения России. Наличие пары автомобилей на семью и денег на домработницу никак не повлияло на их национальное самоопределение и поведение.
Начнем с того, что около 84% владельцев домов пассивны и ничего не желают. Да-даБ именно этот процент у меня и получился, я два раза пересчитывал.
Более-менее активные только 16 % жителей. С ними по крайней мере можно а чем-то разговаривать, они не закрыты наглухо от бесед. Оставшиеся 84% по старику Парето могут только отмолчаться или пожаловаться в администрацию на дополнительные поборы (!) Поводы для пассивности у каждого разные — кто-то уже почти эмигрировал, кто-то живет в другом месте, у кого то нет желания и денег, но результат пассивности одинаков – полное неготовность что-то конструктивно и в принципе обсуждать.
Удивительно образом моя статистика «поселкового активиста «подтверждает данные различных наших социологических служб. По итогам сбора денег ровно 84 % проголосовали рублём за то, чтобы ничего не менять. Все и так хорошо. Около 16 % с разной скоростью и разными комментариями все уже сдали необходимые средства. На масштабные планы собранных сумм не хватило, но кое-что сделать, а главное — понять, — удалось.
Из комментариев, вопросов, мнений соседей, мне чётко удалось выделить как минимум пять национальных черт.
1. Идеализм. Русский человек – идеалист с большой буквы «И». Это значит, что любая новация или инициатива по его мнению должна быть совершенной. В случае с высадкой дополнительных растений это означает, что посажена должно быть всё и сразу, причём в соответствии с пожеланиями каждого из сдавших деньги. Никакой промежуточный вариант при этом не рассматривается всерьез.
2. Невероятная тяга к вселенской справедливости. «Я сдам деньги только в том случае, если сдадут все». Вариант того, что все никогда не сдадут в глубине души русский человек не рассматривать. При общей пассивности справедливость становится прекрасным объяснением нежелания что-либо делать и уж тем более финансировать. «Никто не сдал и я ничего сдавать не буду» — вот типичный ответ ценящего справедливость идеалиста.
3. Полная практическая пассивность. К разговорам и даже оживлённым диспутом русский человек готов, то на стадии практической реализации он лишается энергии начисто.
Сдать деньги ещё как-то можно принудить, нажав на те или иные струны загадочной русской души. Но заставить что-то сделать практически нереально.
4. Доверие лидеру. Отдельная черта, а может быть обратная сторона русской пассивности в практических делах. Это не готовность что-либо спрашивать с активистов. После того как некоторую сумму денег удалось собрать, никто и не подумал спросить меня то куда и как эти деньги потрачены. Честно сказать, я был даже обескуражен таким фактом. Поскольку деньги сдавались с великими трудами, я был уверен, что спрашивать за них будут строго и придирчиво.
5. Отсутствие видения общего будущего. О таких сложных материях будущего, как возможный рост цены недвижимости в благоустроенном месте, никто всерьез или не всерьез не думает. Как и о том, что дорожные зеркала на закрытых перекрестках — однозначное благо. Общественный территория «сегодня» воспринимается каждым как нечто совершенно отдельное и не интересное.
В итоге в поселке мы все же имеем 300 новых посаженных кустов. Финансирование ухода за ними мне, правда, пришлось мне взять на себя. Но вывод, который я сделал, того стоит. Сажая кусты, я понял Путина. Он управляет доверенным ему населением именно так, как населению хочется и можется быть управляемым. А именно — директивно решая что и как будет делаться, без отчётов, под тонкий шепот о некоторой социальной справедливости.
Значит ли все это, что я не беду продолжать улучшать среду жизни вокруг себя. Конечно, нет. Планы по высадке туй на осень уже сверстаны!