Сравнительный тест 2-х литераторов
Виктор Пелевин «п5» vs Владимир Сорокин «Сахарный Кремль»
Сравнивая современных российских авторов, нужно понимать, что имеешь дело с очень близкими по всем характеристикам продуктами отечественного литпрома. Выйдя из цехов известных марок, произведения просто не могут быть провальными. По читаемости, запоминаемости и производимому эффекту они, как правило, приблизительно равны. Разница кроется в нюансах поведения в дороге (дочитаешь за 4 часа в поезде или отложишь на день-два), характере сюжета и различных смысловых и комфортных опциях.
Внешний вид и дизайн
Наиболее спорная номинация. Сколько людей, столько и мнений. Тем более авторы и издательсва демонстрируют совершенно различные подходы. Традиционно державно-сдержанному стилю Сорокина противопоставляется вычурная азиатскость обложки Пелевина. В рукаве у каждого автора по козырю. У Пелевина это обсыпающаяся на руки золотая краска. У Сорокина – яркая суперобложка, прикрывающая довольно таки мрачную сущность обложки настоящей.
Объем и снимаемая с него мощность
285 страниц у Пелевина против 347 страниц у Сорокина. Казалось бы, преимущества Владимира Георгиевича очевидны. Но не все так просто. Шрифт его «Кремля» гораздо более крупный, да и интервал даст фору иной книжке для первоклашек. Порой кажется, что под их рассеянное зрение все и разверстано. Виктор Олегыч валяет куда более плотно, хоть тоже не Толстой в советском издании.
Пелевин очень постарался и запихал в одну фактически повесть аж пять рассказов. Так что до последнего (из них) надеешься найти что-нибудь путное. Увы, ожидания не оправдываются. Более-менее уверенно стартовав на низах, к верхам «п5» окончательно сникает и уже не тянет вообще. Перелистнуть 5-10 страниц одним взмахом не дает лишь приятная белая бумага, да пиетет перед маркой. «Кремль», даром, что разбит на 16 рассказов, везет более плавно и во всем диапазоне. Ускорение чувствуется почти до конца. Шедевральной динамикой и мощью Сорокин не балует, но и не совсем разочаровывает.
Поведение на дороге
В дороге обе книги показывают себя ровно. Благодаря рассказной структуре с ними удобно в метро. Не доставляют они хлопот и на большой дистанции. Засыпаешь примерно часа через полтора неторопливого чтения. У попутчиков в транспортном потоке томики не вызывают особого интереса. Попыток одалживания книги коллегами по офису также не зарегистрировано.
Комфорт повествования
«п5» как и многие произведения Пелевина соткан из противоречий. Жаль, но в этот раз противоречий больше, чем общей канвы. Дополнительный томик искрометных комментариев автора мог бы помочь восприятию, но его, увы, нам не предложено. Не считать же таковыми промо-интервью в «Известиях».
Сорокинский «Кремль», напротив более собран, хоть и состоит из большего числа новелл. Впечатление от него более ясное и плотное. По мне так он получился в листании даже повкуснее «Дня опричиника», на платформе, которого в целом сконструирован. Языческой Русью от «Кремля» не просто пахнет. Вонь ее звериного сладковато-скудного вкуса по-настоящему чувствуется.
Комплектация
Комплектация книг достойна современного российского топ-авторства. Про необходимый минимум азартного комфорта можно было бы даже не говорить. В обоих томиках есть узнаваемая отечественная современность, кой-какой сюжетец, тень Кремля, психотропные вещества, волшебные превращения персонажей, немного убийств. Уже в базе разумная сатира, автоматическая самоирония и подогрев актуальными трендами. «п5» отличается широким набором знаний о кремлевских идеологах, а также особой дотошностью в описании ритуалов. На стороне Сорокина традиционная, но от того не менее занятная порнография. Кстати, автор учел упреки листателей и заменил фирменное калоедство более удачным сахаролизательством.
Цена и падение стоимости
«Кремль» в среднем дороже «п5» на 20%. Но могу предположить, что падение стоимости на книгу Сорокина будет со временем меньшим. А вот Пелевинский труд уже через пару лет продать будет проблематично. За любые деньги.
Резюме:
150 тыщ с гаком нового Пелевина неминуемо найдут своего листателя. Фанаты марки с радостью пороются в повествовательных ходах. Им будут приятны узнаваемые фирменные богомолы, экзистенции и полунамеки. Впервые севший за Пелевина порадуется «пиндостану» в названии и фельетонным насмешкам над одиозными героями современности.
Но победу в данном тесте я присудил бы Сорокину. Его «Кремль» во всех смысл более органичная модель. Не путаясь в фирменной стилистике, автор выдает качественный цельный и актуальный продукт. 20 тыщ первого тиража несомненно будут допечатаны не раз. Косвенно о грядущей популярности «Кремля» говорят и уже появившиеся грубые подделки под него, сделанные где-то in parke
PS
UPD Меня в камментах спрашивают, а как же литература, стиль и слог. Маненько есть и литературы.